Создано 21.03.2016
Что такое фонематическое нарушение речи?
Фонетическое нарушение речи — это нарушение произношения отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих) при нормальном физическом слухе. В результате такого нарушения звук искажается, произносится неточно. Чаще всего нарушается произношение следующих групп звуков: свистящие (с, с’, з, з’, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л’, р, р’), заднеязычные (к, к’, г, г’, х, х’), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т’, д, н).
Порой ребенок с фонетическим нарушением речи не может произносить лишь одну группу звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Подобное нарушение звукопроизношения называется простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения называется сложное (диффузное), или полиморфное.
Такие дети с фонетическим нарушением речи испытывают затруднения в чтении и допускают грубые ошибки в письме (пропускают буквы, заменяют их на другие), что является причиной их неуспеваемости уже в детских садах, а затем и в школе.
Причины фонетического нарушения речи
Причинами фонетического нарушения речи считается:
Недостаточная сформированность артикуляционной моторики;
Нарушения артикуляционной моторики. Сюда входит:
- Парез тройничного нерва;
- Парез лицевого нерва;
- Парез подъязычного нерва.
Расстройства нейродинамики:
- Недостаточная дифференцировка возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга;
- недостаточная сформированность межанализаторных связей.
Так, например, из-за пареза подъязычного нерва движения кончика языка не дифференцированы, язык выходит за пределы рта.
При наличии таких дефектов как фонетическое нарушение речи, ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, в особенности языком, в результате чего звук искажается.
Симптомы фонетического нарушения речи
Симптомами, указывающими на фонетическое нарушение речи, являются:
- Слитное произношение двух или нескольких звуков, а также неверное их применение в словах;
- Употребление в образовании слов звуков, более легких для произношения ребенком;
- Замена сложных для произношения звуков более простыми;
- Плохое понимание смысла и значения разных звуков и беспорядочное их использование в различных словах;
- Ребенок испытывает трудности при самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком, в выделении первого гласного, согласного звука (называют или первый слог, или все слово);
- Словарный запас ребенка не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки.
Для коррекции фонетических нарушений звукопроизношения необходимо проводить следующее:
- Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
- Вырабатывание звукопроизношения;
- Развитие артикуляционного аппарата;
- Развитие мелкой и общей моторики; развитие тактильных ощущений посредством дермалексии;
- Формирование навыков дифференциации звуков;
- Развитие лексики, грамматического строя и связной речи;
- Обучение послоговому чтению;
- Развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания);
- Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
Дети с фонетическими нарушениями речи требуют длительного, постоянного, систематического логопедического воздействия.